Расскажу я вам, ребята, как я смотрел
FINAL FANTASY XIII
Тут не стоит вопрос – возможно это или невозможно. В жизни бывают вещи, которые ты просто должен сделать.
Lightning
От консольных игр я человек далёкий во всех планах, но некоторыми проектами всё же интересуюсь. В основном теми, где на первом месте - сюжет, персонажи, видеоряд. FF13 как раз из таких. Узнал я о ней почти случайно, поразился красоте картинки, особенно в сочетании с песней "My hands", после чего полез на Ютуб, чтобы глянуть конец и начало игры. Нашёл отличное видеопрохождение в высоком разрешении... И пропал. Одним духом просмотрел все 95 частей в среднем по 10 минут каждая, от стартовых титров до финальных, и всё, около 15 гигабайт, скачал на свой компьютер (для моего интернета это великий подвиг)...
Я не буду пытаться рецензировать и анализировать игру - игровой процесс мне оценить сложно, а недостатки искать я просто не хочу, они мне не нужны
Да, есть к чему придраться. И в логике (откуда, например, у героев в начале собственное оружие,если в предшествующем ролике они вооружились отобранным у охранников?), и в поведении персонажей (в восточном духе они иногда неожиданно встают в красивую позу и толкают невероятно пафосные речи, что непривычного человека может раздражать), и много ещё в чём. Но придираться не хочу. Я хочу просто рассказать, чем же она меня покорила.
Внимание! Я смотрел на английском, и сужу в меру своего понимания, где-то мог додумать или понять не так.
И скажу сразу - не сюжетом. Он неплох, но не экстраординарен и не закручен как в каком-то Heavy Rain, по-восточному и сложен и прост. Достаточно сказать, что в конце игры понятно, что для героев всё кончилось хорошо... Но ЧЕМ оно кончилось?!... Без внимательного просмотра всего сюжета, по одной концовке, не понять. Чтобы оценить - вот вам финальный ролик:
http://www.youtube.com/watch?v=fvrOSjiQwWQ
Про сюжет немного расскажу. В мире Пульс живут разумные кристаллы Фал-Си (Fal'Cie), существа полубожественной природы. Люди с ними сосуществуют и, в общем-то, опекаются. Один из Фал-Си создал летающий город для людей, Кокон, ставший наиболее развитым в мире.
Фал-Си находятся друг с другом с ложных отношениях, и Кокон (а также его сателлиты на земле) с пульсом не сильно дружат. За века до событий игры имело место война, в ходе которой летучий город был сильно повреждён... С тех пор в Коконе весьма параноидально относятся к чужим Фал-Си и их людям-слугам - в лучших традициях архетипов о сталинизме, так сказать. Собственно, непосредственно кристаллы мало что делают. Для выполнения своей воли они выбирают людей, помечая их особой печатью, остающейся на коже. Получивший печать называется Л-Си (L'Cie), и в Коконе чужих Л-Си очень боятся, а своих видят редко... Если человек, получивший задачу от кристалла (его мнения никто, понятно, не спрашивает) не сможет её выполнить в отведённый срок - он превратится в лишённого разума монстра. Преуспеет - не многим лучше. В награду печать обратит его в статую-кристалл, таким образом вроде как даровав вечную жизнь (но в это мало кто верит). О чём же история?
Девочка Сэра стала Л-Си, выполнила свою задачу и стала кристаллом. Два любящих её человека - жених (Сноу) и старшая сестра (Лайтнинг, Молния), не желают смириться и пытаются вернуть её, хотя известно, что это невозможно. Однако в результате с ещё несколькими людьми сами становятся Л-Си, и теперь им придётся бороться не только за Сэру, но и за себя... А может и за родной мир, который считает их врагами - ведь герои граждане Кокона, а пометил их кристалл из Пульса... А учитывая, что снять печать также невозможно, как оживить статую-кристалл...
Сюжет сам по себе не слишком сложный, но служит отличным инструментом для раскрытия многих интересных и немаловажных тем - борьба с судьбой, разные виды любви, поведение обречённых людей... И раскрытие характеров героев. Это важно - не образов, а именно характеров.
Вот мы и перейдём ко второму пункту. К тому, что увлекло меня больше всего - к персонажам игры. Вот они все:
Арт очень удачный, так как лица персонажей на нём в точности их характерам подходят.
Обычно персонаж игры или фильма представлен в той или иной степени образом, если образ популярный, можно сказать - архетипом. Их можно описать в одну фразу: "Лихой авантюрист, но боится змей", "Тупой вояка, но добродушный" и так далее. Добавив ещё пару фраз, характеристику можно сделать исчерпывающей. Глубже если что-то и есть, нам это почти не показывают.
Здесь же всё сложнее. Подобные личности в изобилие встречаются среди второстепенных персонажей, а вот шестёрка главных...
Да, каждый герой соответствует образу, но не более, чем образу соответствует любой живой человек. Его тоже можно примерно отметить меткой фразой, но она охарактеризует только поверхностное, именно что образ. А ведь есть вещи куда глубже... Под общими чертами кроется море деталей - мотивы, факторы, повлиявшие на сложение личности, гармонирующие и дисгармонирующие личность факторы... Личность под верхней маской многогранна, и граней множество. Поэтому героя можно или вкратце охарактеризовать одной фразой - или описывать, каков же он, часами, да так и не толком не объяснить - ты чувствуешь, какой он, почему он тебе нравится или нет, вызывает доверие или подозрительность, но в словах выразить не можешь. В точности как с живым человеком. Именно как живого каждого из героев воспринимаешь. Тут, кстати, большая заслуга игры - личности героев видны, представлены хорошо. И если попытаться вникнуть в них, то сможешь их понять.
Но в игре показаны не только очень настоящие характеры, но и очень живое их развитие - героям предстоит пройти долгий и тяжёлый путь, и в конце его они уже не будут прежними... В основном это убдет выражено в победе над своими внутренними недостатками... И в принятии чужих. Да, это уже нормально, что у героев есть недостатки, так они выглядят живее, но в FF13 они так же, как герои, кажутся очень правдоподобными, а не пришпиленными «для реализма». Присмотритесь - может, увидите свой... И поймёте, что с ним делать. А ещё лучше - увидите чужой, и поймёте, что зря злились на человека... Благо, набор примеров - богатый. Все персонажи абсолютно разные, и единственное, то объединяет их - это то, что все они, без сомнения, хорошие люди. Каждый по-своему, но всё равно.
Каждый герой симпатичен за что-то своё.
Для примера, я возьму только двух героев, и вкратце расскажу о их главных чертах.
Лайтнинг - Молния, это старшая сестра Сэры. Настоящее имя - Клэр Фаррон, но употребляет только фамилию. Вот она:
Номинально – главная героиня, хотя на самом деле места в сюжете ей уделено не сильно больше, нежели другим. В пятнадцать лет она потеряла родителей и осталась с младшей сестрой на руках. Понятное дело, что ей пришлось очень быстро повзрослеть, что и определило развитие её личности. Кстати, именно тогда она сменила своё имя (настоящее - Клэр) на более звучное, надеясь, что это ей поможет стать сильнее.
На момент начала игры девушке 21 год (ровно, дело происходит сразу после её дня рождения), она - профессиональный военный, сержант гвардейского корпуса, командир собирается рекомендовать её к офицерскому званию. И заслуженно - она отличный солдат, в широком смысле. Понятия вроде "Солдат ребёнка не обидит", "Русские не сдаются", "Сам погибай, а товарища выручай" у неё заложены в характере. Она решительна, отважна, разумна, сдержанна...
И вот тут тонкий момент. Не спокойна, не уравновешенна, а именно сдержанна! Стремительное взросление не прошло даром. И даже уже состоявшись как человек, Лайтнинг во многом так и осталась пятнадцатилетней девчонкой - импульсивной, обидчивой, драчливой. Причём если жених её сестры, Сноу, просто вообще так и не повзрослел, оставшись вечным мальчишкой с ветром в голове, то девушка действительно выросла, а пережитки остались запрятанными в душе, совсем не глубоко. Сноу постоянно ведёт себя как большой ребёнок – Молния лишь в самые эмоциональные моменты, обычно связанные с сестрой, которую она любит, но не понимает. И это существенно хуже. Если Сноу легко принять таким - сорвиголовой и балагуром, то когда героиня вдруг срывается на ребячество, демонстративно отворачиваясь (разве только язык не показав) или начав орать на собеседника, это едва ли не пугает... Лайтнинг никак не может обрести внутреннюю гармонию, окончательно стать целостной личностью. Наверное, поэтому выражение лица на большинстве артов у неё скорее потерянное... А путь к гармонии оказывается очень прост - девушке стоит самой понять, что с ней происходит, чтобы обрести внутренне спокойствие, окончательно изжить в себе импульсивного подростка. Она ведь просто не видит себя со стороны, не видит, как нелепо выглядят некоторые её порывы. И она находит этот путь, так что в конце игры перед нами уже полностью гармоничная взрослая личность.
При этом в игре немало моментов, из которых видно, что взрослая часть натуры, натуры человека, с которым спокойно себя чувствуешь даже под прицелом сотни стволов, у героини преобладает - от сказанных фраз до непроизвольных движений. Небольшой монолог в завершение:
"И тогда я назвалась Молнией, подумав, что изменив имя, смогу изменить себя. Стать сильнее, чтобы защищать Сэру... Я была всего лишь ребёнком. Молния ярко вспыхивает и быстро гаснет. Она не способна никого защитить, она только разрушает..."
Хоуп - четырнадцатилетний мальчишка, самый младший из героев (на верхней картинке он крайний справа, сидит). По-началу производит впечатление труса, сопляка и бесхарактерного размазни. Однако очень скоро понимаешь, что такое впечатление создаётся не из-за того, что характер у него жалкий, ничтожества, а потому, что характера у него ещё просто нет. Он - ребёнок, только-только переходящий в подростки, который оказался в страшной беде. Его личность ещё не до конца оформилась, не определилась - какой же ей быть... В четырнадцать лет характер как раз и начинает складываться окончательно. Что и произойдёт во время событий игры. А характер у Хоупа вырисовывается вполне мужской, как в итоге мы убедимся, и повлияли на это не только врождённые качества, но и многие другие вещи, вроде длительного общения с Лайтнинг или подавленной жажды мести... Хотя и проблемы от быстрого взросления под влиянием экстремальных обстоятельств имеют место...
Некоторое время Лайтнинг и Хоуп путешествуют вдвоём, оторвавшись от остальных - и это один из самых интересных моментов. Мальчик в начале игры теряет мать, как он считает, по вине Сноу. Желая ему отомстить, но понимая, что силёнок маловато, Хоуп всюду таскается за Молнией, надеясь научиться у неё "как быть крутым". И таки учится. Но не только "крутости" - у девушки есть немало качеств, которые полезно перенять. Лайтнинг дело тоже идёт впрок - пытаясь понять, что гложет приставшего к ней мальчишку, она впервые в жизни, пожалуй, всерьёз пытается заглянуть в чужую душу... И у неё это неплохо получается - она понимает происходящее не только с ним, но и с самой собой. Ведь Хоуп - в четырнадцать лет потерявший мать, очень похож на неё саму в том же возрасте... На детскую часть её сущности, которую она никак не могла и не хотела увидеть... Герои, в общем-то, помогают друг другу пройти до конца путь обретения себя.
Кстати о мести - это одна из поднимаемых как бы попутно тем. Хоуп раскрывается Молнии, и та, хоть сама недолюбливает Сноу, пытается отговорить мальчишку. Однако аргументы вроде "местью умерших не вернёшь" - на самом деле не способны убедить взбешённого, взбудораженного или напуганного человека. И все попытки объяснить на словах глупость мести бесполезны - Хоуп только распаляется, и чтобы отказаться от намерений ему приходится понять, что тому, кого он хочет наказать за свою боль, тоже больно... Если у мальчика имеет место долгая душевная эволюция, то другой герой от мести отказывается сразу, в результате короткой, но острой внутренней борьбы. Его вывод: "Ты думаешь, я застрелю тебя и всё кончится? Я застрелю тебя - и солнце заблестит ярче и птички запоют?" В моём объяснении выглядит просто, но я только подбиваю итоги...
Вот так, если в двух словах и о немногом... Ах, ещё третий пункт. Визуальная сторона. А давайте я не буду ничего рассказывать, я вам покажу. Вот этот ролик, короткий, но смотреть его надо наивысшем разрешении:
http://www.youtube.com/watch?v=sGtlpDIztUE
Единственно, что скажу - игра красива не только качеством отрисовки, но и дизайнами. Оружия, одежды, архитектуры... А стиль является чем-то средним между восточной стилистикой (аниме и прочее, я имею ввиду), каковую я при всём объективном уважении, очень плохо переношу и почти не воспринимаю, и глубоким реализмом картинки. То есть, огромные глаза и странные причёски, например, имеют место, но такие, какие могли бы быть у живых людей. Вот так-то.
Мечты сбываются. Но только если ты не ждёшь чудес от Вселенной. Чудеса - это вещи, которые мы делаем сами. Здесь и сейчас.
Vanille